При выборе нагрузки очень важно учитывать мотивацию клиента. Когда я спрашиваю новичков: “Зачем Вам нужен тренер?» – в ответ, чаще всего, слышу пугающую тишину.
Тренировались долго и счастливо
Большинство людей действительно знают фразы “жим лежа”, “сушка”, “аминокислоты” и даже “свободные веса”, но все эти фразы никак не хотят соединятся в голове, когда встает вопрос: почему годы экспериментов над своим телом не дали чувства полного удовлетворения своими достижениями?
При полном понимании, что о тренировках и диетах все и всем уже сказано, поэтому все «и так все знают», разговор обычно уходит к слову “лень” и фразе “мне нужна мотивация».
Казалось бы, тренер нужен для мотивации, но фитнес клубы и тренеры, которые работают в этих клубах, имеют текучку от 50 до 90% в год. Многие тренеры даже не мечтают, что абонемент на 10 тренировок у них кто-то купит повторно.
Почему клиенты не тренируются в одном фитнес-клубе с одним тренером долго и счастливо?
Какой-нибудь умудренный жизнью читатель скажет: зачем говорить о фитнесе, когда количество разводов превышает количество браков? Кто будет себе искать тренера на всю жизнь, когда люди не могут удержаться в браке несколько месяцев?
Новизна в тренировках
Тренировки в новом клубе с новым тренером всегда начинаются с новизны и надежды на то, что теперь все будет хорошо. Однако, однообразные фразы, одни и те же упражнения, знакомые лица и тот же самый цвет стен фитнес-клуба за пару месяцев начинает вводить душу в ад скуки.
Давным давно люди понимали, что “монотонность главное условия утомления, а утомление – главное условие тренированности». Это фраза из учебника физиологии для физкультурных училищ 1975 года. Однако когда речь заходит о деньгах, то законы бизнеса должны победить законы физиологии, конечно, при помощи британских ученых.
Законы бизнеса
В борьбе законов бизнеса и законов природы родилось популярное сегодня направление Crossfit. Родил это направление фитнеса простой тренер Грег Глассман и сделал он это в популярной сети фитнес клубов Gold’s Gym.
Злым менеджерам Gold’s Gym не понравилось порождение и в 1995 году Грега выкинули вместе со своими идеями на улицу.
Не унывающий бывший гимнаст нашел себе уголок в недорогом зале бразильского джиуджитсу и начал выращивать свой Croossfit до размеров сети клубов, которые сегодня десятикратным числом превысили численность клубов Gold’s Gym.
Постепенно, чтобы сделать Crossfit более популярным, основателю пришлось добавить в него зрелищности, поэтому из оздоровительного увлечения бывших военных и спортсменов, кроссфит превратился в ежегодную череду региональных соревнований с главным событием года «Crossfit Games»
Геймификация – это сегодня основа бизнеса потребления.
Виды гимнастики
Помню еще старик Платон говорил, что гимнастика бывает военной, атлетической и оздоровительной.
Военной гимнастикой занимаются спецназовцы для выполнения особых поручений правительства; атлетической – спортсмены ради рукоплескания толпы и кассовых сборов; оздоровительной гимнастикой занимаются люди образованные ради долголетия.
Как вы понимаете, бывших военных и бывших спортсменов не очень много – в сумме около 10% населения. Из них, дай Бог, каждый десятый скучает по физическому унижению.
Итого, мы имеем всего 1% потенциальных потребителей услуги Crossfit. Многие из них и так знают, как им тренироваться. Кто же обеспечил Глассману капитализацию его компании в $32 млн?
Народ и касса
В мире очень много людей, которые любят пробовать все новое, основываясь на своем воображении и образах, которые они видели на экране своего компьютера.
Здесь пора задуматься над вопросом: чем отличается мотивация физиологическая, психологическая и социальная?
О каждом из трех видов мотивации я могу писать долго, однако сейчас выделю только социальную мотивацию.
Лучше всего социальную мотивацию можно понять на примере звезды CrossfitGames – Лукаса Паркера. В интервью он рассказал, что пробовал себя в разных видах спорта, но главным для него был рэгби. Его родители не разрешили ему выступать в тайском боксе, уберегая его от ненужных травм, потому что готовили его к звездной карьере в нормальном спорте – рэгби. Что не так в тайском боксе?
Мерилом нормальности спорта является касса. Например, рэгби собирает сотни тысяч на стадионе и миллионы у экранов кабельных каналов. Тайский бокс так не умеет. Именно касса стадиона и охват аудитории во время трансляции матча определяют зарплату спортсменов.
Появление кумира
Около четверти века родители Лукаса кормили свое чадо и готовили к карьере профессионального спортсмена. Лукас ел еду родителей из ложечки своей девушки и готовился к выступлениям. Его подготовка состояла из двух видов тренировок: игра с друзьями в овальный мячик и индивидуальная ОФП – общая физическая подготовка.
Чтобы быстрее бегать и сильнее толкать своих противников, кроме обычных отжиманий и бега Лукас делал необычные упражнения, которые десятилетиями придумывались в рэгби.
Тем временем Грег Глассман продолжал развивать свою теорию бессистемной системы. Введя термин WoD- workout of day, основатель Crossfit стал каждый день придумывать новые комплексы упражнений. Упражнения брались ото всюду. Один комплекс смастерили из упражнений для регбистов и разместили его в интернете.
Лукас Паркер в своем интервью говорит: “Я не знал о существовании CrossFit, пока не наткнулся на описание программы в Интернете в 2008 году. Помню, тогда я подумал: «Эй, а я же делал что-то похожее раньше. Все эти вещи мне хорошо знакомы!»
Так Грег Глассман получил еще одну звезду для своих Crossfit Games.
Сегодня миллионы начитанных или, наоборот, малообразованных людей смотрят на звезд Crossfit и думают: «какие они классные – я тоже хочу заняться кроссфит». Некоторые из них дойдут до зала с вывеской Crossfit. Единицы скажут – это то, чем я хочу заниматься и получат сертификат тренера Crossfit, но глобально ничего не изменится.
Тренажеры и мотивация
В семидесятых теорию аэробики Купера превратили в изобретение беговой дорожки, а теорию тренера культуристов – Артура Джонса в изобретение тренажеров типа Наутилус. Смешав эти теории инвесторы стали комплектовать фитнес-клубы беговыми дорожками и причудливыми машинами для упражнений с натуживанием.
Сегодня менеджеры фитнес-клубов говорят: “В нашем клубе есть кардио-зона и тренажерный зал”. Триллионы долларов выброшены индустрию фитнеса, а народ не хочет тренироваться – у людей нет мотивации.
Самое время сказать: люди добрые помогите, кто чем может фитнес-индустрии, купите еще одну карту в фитнес-клуб и у вас будет возможность 24/7 заниматься фитнесом, но не будет желания!
Мотивация кумира
Спорт – это кумир и зрители.
Зрители – это главный источник мотивации кумира, потому что зрители наполняют кассу, а из кассы кумир получает призовые.
Кумир тренируется и соревнуется за деньги зрителей.
У зрителя нет мотивации тренироваться, потому что ему никто не платит.
Быть кумиром – это очень небезопасно, потому что толпа жаждет крови и за эту кровь платит. Зритель не будет платить за соревнования с оглядкой на здоровье, поэтому спорт не лечит – спорт калечит.
Оздоровительные тренировки
Смысл слово «оздоровительный» или «лечебный» ощущается шкурой во время болезни. Пока ничего не болит, слова «оздоровительный» и «лечебный» – это пустые звуки.
Тренироваться для здоровья человек, у которого ничего не болит, не хочет, потому что не чувствует боли.
Между спортом и ЛФК
Между спортом и ЛФК нет никакой мотивации.
Деньги и боль – две причины тренировок. Деньги – это пряник, боль – это кнут.
Если человек молод и есть шансы стать кумиром, он тренируется с мыслями о деньгах. Если человек с возрастом начал чувствовать боль, то начинается возраст ЛФК на коврике.
Обычно спорт – это до двадцати лет, а ЛФК после пятидесяти. Для людей среднего возраста мотивации к тренировкам пока не придумали, кроме спорта личных достижений.
Спорт личных достижений
Спорт – это спортсмены, судьи и зрители.
Соревноваться с самим собой – это выигрывать у самого себя на глазах у судей и зрителей. Если человек соревнуются с самим собой на глазах у зеркала, то это совсем странно.
Фитнес-тренер – это главный болельщик своего клиента в спорте личных достижений. Ни жена, ни дети, ни родители не знают, как тяжело побеждать самого себя после сорока. Человек, который деградирует никогда не поймёт человека, который прогрессирует, как «сытый голодного не разумеет».
К сожалению в фитнес-индустрии хорошего мало, как и везде. Фитнес-тренер, который сам деградирует, потому что у него нет времени тренироваться, такой же болельщик, как жена, которая «ничего в спорте не понимает».
Создать мотивацию в спорте личных достижений непросто, но можно, если подойти к делу с умом и общаться с умными людьми.