питание в армии
Правильное питание

Рациона питания в армии 1941-1943

Питание военнослужащих зависит от теории учёных о калориях и практики обеспечения солдат.

Нормы питания военнослужащих 1941 года

В войну Красная армия вступила, руководствуясь нормами суточного довольствия, утвержденными постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) N 1357 – 551сс от 15 мая 1941 г. и приказом НКО СССР N 208 от 24 мая 1941 года. Документ этот небольшой и понятный, который начинается с того, что солдату в день нужно примерно 900 грамм хлеба, которые тянут почти на 2000 ккал. Это значит, что больше половины рациона по калорийности нормы отводили хлебу.

К хлебу полагалось горячее, которое готовилось в полевой кухне и теоретически в котел из расчёта на одного солдата нужно было положить 150 грамм мяса, 100 грамм рыбы и далее по списку:

Нормы питания 1941 год

Теоретически не всегда практически. Как работникам снабжения и кухни удержаться от воровства? Именно поэтому солдаты больше радовались сухому пайку, потому что в упаковках гарантировано было то, что написано.

тушёнка сша

Свиная тушёнка для красноармейца, сделано в США

Калорийность питания

Часто мои клиенты подают отчеты, что живут на 1000 ккал, а вес почему-то растёт. В годы войны, наоборот, снабжение отчитывалось о том, что солдаты ели на 3500 ккал, а люди умирали от дистрофии. В результате острого голодания у многих бойцов появились различные заболевания, а в 279-й стрелковой дивизии в ноябре на почве недоедания умерло 25 человек. В конце 1942 г. проводилась проверка питания в 8-й гвардейской стрелковой дивизии им. генерал-майора И.В. Панфилова. В изданном по итогам проверки приказе заместителя наркома обороны генерал-полковника интендантской службы А.В. Хрулева отмечалось:

«По халатности и бесконтрольности армейского аппарата дивизией систематически недополучались продукты». В ноябре было недополучено 20,3% мяса, 52,4% жиров, 8,7% круп, 42,6% овощей, 29% табака, 23,5% сахара, 3,7% соли. Больше всего было недополучено овощей.

Калорийность питания

Норма овощей и фруктов

Часто люди в мирное время не находят время поесть овощей, а все время едят на бегу печеньки и шоколадки, а потом жалуются, что у них: не растёт сила на тренировках, дорого обходится стоматолог и пора проверить зрение.

Дневниковые записи инженера-механика танкового полка Л.З. Френкеля (май 1942 г.) сообщают о полугодовом отсутствии овощей (в том числе наиболее важных из них – лука и чеснока) в рационе и, как следствие, возникновении цинги у бойцов.

Писатель-фронтовик Д.А. Гранин свидетельствует, что под Ленинградом он сам и многие из его товарищей-ополченцев заболели цингой, у них стали выпадать зубы: «Мы пальцами вставляли их обратно. Иногда зубы приживались, и это была радость. Деснами ведь не пожуешь! Батальон целыми днями сосал хвойные противоцинготные брикетики, это немного помогало, укрепляло костную ткань»

В марте 1943 г. один не особенно надежный боец взвода Л.Н. Рабичева заявил, что «ничего вокруг себя не видит, ослеп». Бойца обвинили в симуляции, но на следующий день зрение потеряли 12 из 40 человек: «Это была военная, весенняя болезнь – куриная слепота. На следующий день произошла катастрофа. Ослепло около одной трети армии»

питание в окопах

Питание в окопах

Обеспечение жизни и вредные привычки

В чрезвычайных ситуациях люди поступают так же, как привыкли поступать в мирное время, поэтому не думают о далеко идущих последствиях, например, о вымываннии витаминов из организма. Простых людей в любой ситуации заботит простая сытость. Характеризуя свое двухмесячное пребывание в Тесницких лагерях, Л.Г. Андреев отмечал, что «не был голоден за два месяца только один раз: был в наряде на кухне и там объелся, а потом мучился с животом»

Сержант медицинской службы Ф. Кривицкая, проходившая службу в полевом госпитале, писала матери в Москву: «Мамуська, если опять есть коммерческие магазины (мне один летчик сказал, что есть), то пришли мне чего-нибудь сладкого (конфет, печенья), хочется вкусного»

Из воспоминаний Петра Васильевича Синюгина: «Курящие очень мучились, могли променять и хлеб и водку на курево. Что делали? Конский помет, который года два валялся, уже перегнил весь, иголкой собирали, заворачивали и тянули, курили. Мы с ними, с курящими, и ругались, и морду набьем, чтобы отучить. Тяжело курящим было. Лучше ему хлеба не дай, чем папирос»

махорка никотин

Махорка “Бей фашистского гада!”

Уроки истории

Я говорю своим клиентам: протеин – это не еда, мясо – это еда; сахар – это не еда, яблоко – еда. Отличать еду от не еды важно. Те, кто не умеет это делать в мирное время, портят зрение, в военное – слепнут. Уроки истории нужно знать хотя бы для того, чтобы в мирное время сохранить здоровье. Мужчин, которые умеют извлекать уроки из истории, я приглашаю на курс размер/квартал. Записаться на курс можно у умного помощника Марины. Узнать отзывы о курсе можно у спортивных мужиков в чате.

5 7 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
11 ноября, 2014 1:29 пп

хорошая статья! у меня "сложились пазлы" по норме потребляемого жира лично для меня!) Спасибо!

Potter
Potter
29 апреля, 2015 11:07 пп

В 6 раз больше жировых клеток, чем у нормального человека. Да уж. В живую я таких людей не видел, которые сбросили 20 кг. Интересно было бы посмотреть на такого. Но так же я не видел злых, депрессивных толстых людей. Голодный – значит злой, сытый – добрый. Такой стереотип все таки выработался.

Potter
Potter
29 апреля, 2015 11:01 пп

Цитата: Ya-best
Жир три грамма в день идеальный показатель, с которого всем нужно брать пример в реальной жизни.


Что значит 3 грамма в день? Можно подробнее?

Ya-best
Ya-best
28 декабря, 2014 10:24 пп

Жир три грамма в день идеальный показатель, с которого всем нужно брать пример в реальной жизни.

Елена
Елена
28 декабря, 2014 8:53 пп

один грамм жира на килограмм массы тела

буду знать! Я кстати покупаю теперь растительное масло в виде спрея – отлично помогает сократить его расход до минимума!
Наталья
Наталья
12 ноября, 2014 5:59 пп

Вот, вот… Это сейчас 80-100 грамм набирается в день запросто без масла, майонеза, любимого сервелата… Страшно подумать сколько было, когда я сливочное масло только разве что на торт не намазывала))

Viktor
Viktor
12 ноября, 2014 5:25 пп

Стати поделюсь своими наблюдениями: когда Лев сказал мне считать калории, белки, жиры и углеводы, то выяснилось, что я запросто съедал около 150 гр жира в день. Пельмени, сосиски, выпечка, котлеты, необезжиренные кисломолочные продукты, торты содержат очень много жира.

Наталья
Наталья
11 ноября, 2014 11:08 пп

Цитата: Сергей С
… почти пол-пачки сливочного масла в день?!
Не, мне столько не сожрать.


Это вам так только кажется.
Я съедаю 80-100 грамм жира в день (при весе 50 кг), при этом мне пришлось полностью отказаться от сливочного масла, жарю практически без жира, овощи заправляю соевым соусом… Вы просто думаете, что съедаете мало жира, начните считать)))

Сергей С
Сергей С
11 ноября, 2014 9:51 пп

… почти пол-пачки сливочного масла в день?!
Не, мне столько не сожрать.

Viktor
Viktor
11 ноября, 2014 6:47 пп

Мне кажется, что самым важным при расчете количества потребляемого жира является уровень физической активности человека. А пол, возраст и вес дело второстепенное. Нельзя сравнивать офисных работников и рабочих, которые кладут асфальт. Даже у врачей расход калорий оказывается гораздо выше, чем у менеджеров.

Viktor
Viktor
11 ноября, 2014 1:34 пп

Чтобы похудеть, прежде всего нужна сила воли. Если ее нет, то ничего не поможет.

Дмитрий
Дмитрий
11 ноября, 2014 2:00 пп

Лев, исходя из формулы " …норма: один грамм жира на килограмм массы тела" – на килограмм какой массы тела считать, на килограмм текущего веса? Но есть подозрение что в текущем весе есть некий излишек "жирных" кг. Как определить оптимальный вес для этой формулы с учетом пола, роста, возраста, физической подготовленности? Или только опытный взгляд хорошего тренера:)?

Лев
Лев
11 ноября, 2014 3:15 пп

Цитата: Дмитрий
Лев, исходя из формулы " …норма: один грамм жира на килограмм массы тела" – на килограмм какой массы тела считать, на килограмм текущего веса? Но есть подозрение что в текущем весе есть некий излишек "жирных" кг. Как определить оптимальный вес для этой формулы с учетом пола, роста, возраста, физической подготовленности? Или только опытный взгляд хорошего тренера:)?

Лучше считать жиры на килограмм оптимального веса. У хороших людей слово "оптимальный" совпадает со словом желательный вес. Об оптимальном весе я писал: он связан с видом деятельности. Например, оптимальный вес штангиста равен рост минус девяносто. Оптимальный вес марафонца – рост минус сто двадцать. Таким образом, если бы я хотел быть штангистом то считал бы на 83 кг, марафонцем – на 53 кг. Однако, содержание жира в пище у марафонца зависит не столько от веса, сколько от потребляемых калорий. Марафонец должен съедать больше(!) штангиста, поэтому формула грамм на килограмм марафонцам противопоказана.

Упрошенную формулу расчета калорий я придумал из расчета грамм на килограмм желаемого веса для своих клиентов, которым далеко и до штангистов, и до марафонцев. Одним словом, простая формула для простых людей без заморочек.

Хотя, мой сайт прекрасное место подискутировать на темы особенностей полов, физических форм и констититуций. Например, можно рассмотреть потребление жира исходя из половой конституции, которая влияет на уровень тестостерона в среднем возрасте у мужчин. :)))

Natali
Natali
11 ноября, 2014 3:49 пп

Цитата: Viktor
Чтобы похудеть, прежде всего нужна сила воли. Если ее нет, то ничего не поможет.


А как быть людям у которых вес за 120 кг?Там реально психология другая и сила воли и прочее это вообще не про них…

Natali
Natali
11 ноября, 2014 3:52 пп

Лев, а если говорить о людях, которые следят за питанием и тренируются, может ли наоборот не хватать жира?У Ваших клиентов такое встречается?

Евгения
Евгения
11 ноября, 2014 5:18 пп

В говядине 16-18 г жира на 100 г, если 500 г съедать (я слышала, спортсмены едят) , то это будет 80-90 г уже. Конечно, тогда придется овощи есть без масла 🙂

Антон Кириллов
Антон Кириллов
10 мая, 2024 1:25 пп

Познавательная статья, узнал для себя интересную информацию. А сейчас какие нормы питания?

Светлана Архипова
Светлана Архипова
10 мая, 2024 1:28 пп

Да, страшные вещи я узнала… бедные наши солдаты…
Сейчас часто спорят о том, что аптечные витамины вредны для здоровья, надо из еды их получать. Что думаете?

Вероника Батурина
Вероника Батурина
10 мая, 2024 1:34 пп

Было очень интересно изучить информацию, как питались люди в то время. Мне кажется, что у них и активность была повыше, плюс постоянное напряжение, все были на взводе.

Богдан Разумов
Богдан Разумов
10 мая, 2024 1:35 пп

Могу сказать что в 90-е питание в армии было далеко от идеала. Ели мы одну перловку, именно на ней поправлялись, я помню набрал в армии почти 10 кг. Сейчас, надеюсь, всё-таки лучше, более контроль строгий за всем этим.

Олег Коваль
Олег Коваль
10 мая, 2024 1:47 пп

На диете сейчас, желудок прихватило. Какой лучше для этого стол, не подскажите? А то не знаю, чем уже питаться.

Petra Lima
Petra Lima
10 мая, 2024 1:54 пп

Да, отличать еду от не еды и тем более делать это на постоянной основе это прям жизненный навык, я считаю. Только как это внедрить как привычку?

22
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x